Почитайте как это работает. Текст Светланы Прокопчик ©
У всех социальных скандалов, выплескивающихся в сеть, механизм одинаковый. Для скандала нужны участники и тема. Участников должно быть минимум две группы, иначе просто не будет скандала.
- сторонники - условно говоря, покемоны
- противники - условно говоря, охотники за покемонами
- зеваки
- торговцы
- воришки
Покемоны - это понятно. При вбросе темы они создают основной контент, собственно тело скандала.
Охотники на покемонов - тоже понятно. Эти создают собственно скандал. Их задача - расчеловечивание покемона, отлов и нанесение максимально тяжелых словесных ран.
Зеваки - они равнодушны к теме, их привлекает движуха и желание полюбоваться бесплатным цирком. Вполне могут подтрунивать над обеими сторонами. Эти дают численность и плотность скандала.
Торговцы - они снуют в толпе, предлагая с лотка свой нехитрый товар. Иначе говоря, занимаются мелким самопиаром, стараясь отъесть капельку от общего потока мутной энергии. Как и с реальным товаром, он может быть плохим, может быть хорошим. Как ни странно, тоже создают какой-то контент.
Воришки - обычные тролли, которые под шумок стараются поживиться. Им все равно кого грабить - покемонов, охотников, зевак или торговцев.
Самое любопытное, что все пять групп в равной степени - участники, и в равной степени подвержены манипуляциям организаторов скандала. При вбросе темы триггер срабатывает у каждого из участников, и они переходят к исполнению назначенной им роли. Покемон достает плюшевый костюмчик, охотник заряжает ружье, зеваки бросают дела и бегут глядеть, торговцы и воришки торопятся к месту событий, чтобы успеть провернуть свой "бизнес". От участника зависит только выбор роли - и это далеко не сознательный выбор. Он определяется его индивидуальным жизненным опытом, травмами, потерями, былыми обидами. Общее одно: по щелчку организаторов срабатывает триггер в голове, и начинается Игра.
Покемоны хотят внимания к своей проблеме, охотники хотят убить покемонов, зеваки хотят хлеба и зрелищ, торговцы - успеха и прибыли, воришки - почистить карманы у всех остальных. Причем каждая из групп искренне уверена, что все остальные - жертвы манипуляций, киселевской пропаганды, зомби-пропаганды. Уверены, что сами, конечно, мыслят разумно и конструктивно, а вот другие - тупые бараны, глупое стадо (расчеловечивание - необходимый элемент скандала)... Покемоны сбиваются в стайки, охотники приводят свиту, зеваки держатся толпой, торговцы заводят клиентуру, и даже воришки собираются в банду. Потому что само участие в массовом скандале предполагает работу группу или командой - каждому нужны сторонники. Это второе отличительное качество манипулятивных воздействий на общество: оставшись в одиночестве, человек теряет уверенность в своей правоте. Ему нужно убедиться, что он не один такой, что многие и многие разделяют его позицию и одобряют его мнение. Отсюда и склонность к обобщениям практически у всех участников.
На высшей точке об аргументировании своей позиции забывают уже все, начинается драка. Стайка покемонов запросто может затоптать охотника, который зазевался и отстал от своей свиты. Охотники мстят тем, что преувеличивают своей успех. В ход идут самые грязные методы общения - с оскорблениями и навязыванием чувства вины. На этом этапе манипуляции переходят с уровня организаторов на уровень участников.
Игра заканчивается, когда зевакам становится скучно, и они расходятся. За ними потихоньку начинают остывать и выходить из навязанной роли остальные участники. После зевак первыми, как правило, разбредаются уставшие покемоны, побросав в кустах свои плюшевые костюмчики. Охотники за неимением реальной добычи собирают костюмчики - трофей же, и еще некоторое время ими хвастаются. Могут попутно прибить пару воришек или наехать на торговца. Воришки разбегаются, как только толпа редеет. И только торговцы работают до последнего клиента.
Что с этим делать?
А ничего.
Человек так устроен, что склонен поддаваться манипуляциям.
Можно понять и простить. Но при этом следует помнить, что в следующий раз всё повторится с начала.