КАК ПРИДУМАЛИ ЦВЕТА ДЛЯ ПЕРВЫХ ЛИНИЙ

Задача найти универсальное, понятное всем решение для обозначения линий метро появилась перед Всемирным фестивалем молодёжи в 1957 году. Гостями фестиваля стали 34 тысячи человек из 131 страны, и большинство из них не говорили на русском языке. Для первых линий выбрали традиционные цвета — красный, зелёный и синий, эта палитра отчасти обусловлена возможностями печатных машин. Кольцевая линия стала коричневой как раз потому, что машинки использовали те же три краски, которые при смешении давали коричневый цвет.


Цвета на схеме метро должны обеспечивать контраст и читаемость, чтобы их можно было без труда назвать и запомнить.
Через год в Москве открылся участок Филёвской линии, который долго восстанавливали после попадания снаряда во время Великой Отечественной войны. Пока шли ремонтные работы, успели построить параллельный участок в составе Арбатско-Покровской линии. Это дублирующий маршрут, поэтому пришлось обозначить его близким к синему, но другим цветом — голубым.
Кажется, перечень традиционных цветов был исчерпан только в 1983 году, когда открылась Серпуховско-Тимирязевская линия, которой присвоили серый цвет. Городская легенда гласит, что свою роль сыграло созвучие «Серпуховской» с «серым».


ЧТО ДЕЛАЛИ, КОГДА ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ЗАКОНЧИЛИСЬ
Следующий большой проект метро — Московское центральное кольцо (МЦК), запущенное в 2016 году. Для него выбрали сочетание красного контура с белой заливкой: это обозначение одновременно символизирует железнодорожный транспорт и обеспечивает нужный контраст и читаемость.
Последний проект — Московские центральные диаметры. Перечень простых цветов был исчерпан, поэтому пришлось подбирать новую яркую гамму, которая будет минимально пересекаться с другими оттенками на схеме и хорошо смотреться на тёмном фоне навигации РЖД. Так на карте метро появились физалис (D1), фуксия (D2), папайя (D3), ментол (D4) и зелёный луг (D5).
В пресс-службе Дептранса говорят, что в последнее время метро учитывает мнение пассажиров при выборе цветовых решений: «Именно так обрела своё название и розовый цвет Некрасовская линия». Чуть проще было с Большой кольцевой линией: она считается преемником короткой Каховской линии, поэтому было решено использовать тот же бирюзовый цвет.

КАК БУДУТ ОБОЗНАЧАТЬ ЛИНИИ В БУДУЩЕМ
Сегодня в московском метрополитене 15 линий, в будущем их станет больше. Базовых цветов уже не хватает, оттенки тоже постепенно заканчиваются (салатовая Люблинско-Дмитровская, бирюзовая БКЛ, серо-голубая Бутовская, розовая Некрасовская), поэтому метро меняет фокус с цветов на номера и названия станций. Это решение сделает навигацию удобнее и поможет более точно ориентироваться в метро людям с особенностями цветовосприятия.
Согласно дизайн-коду, который определяет обозначение станций, линий, выходов, переходов и других объектов навигации, линии метро сегодня обозначаются номерами в кружках соответствующего цвета, а линии диаметров (МЦД) — параллелограммами.